Мастер прозрачности Творчество Б. А. Смирнова-Русецкого продолжает и развивает романтические традиции, заложенные школой Куинджи. Подобно своим учителям, среди которых ведущее место принадлежит Н. К. Рериху, художник стремится воплотить не только красоту пейзажа в ее объективности и безусловности, он передает еще и тетрспеты, отсветы, оттенки, которые накладываются на пейзаж нашим восприятием, нашими чувствами. Отвечая на призыв Рериха осознать и принять красоту Космоса, Б. А. Смирнов-Русецкий стремится передать в своих циклах картин единство Космоса, выразить беспредельность в великом и малом. Человек незримо присутствует во всех пейзажах художника: человек уже здесь, на Земле, приобщенный к величию и беспредельности Вселенной. Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий родился 21 января 1905 года в Петербурге. Очень рано он оказался в атмосфере, благоприятной для развития эстетических задатков. Первые импульсы Борис Алексеевич получил от природы, каждое лето он уезжал с родителями в приморскую эстонскую деревушку, где ему впервые открылась красота неисчерпаемого мира. Художник пишет в своих мемуарах: “Начало весны, Появление первых цветов и бабочек было всегда большим радостным событием детской жизни. Вспоминаю радость ежегодной встречи с морем, песни жаворонков над весенними полями, сосновые рощи на берегу моря и чистый журчащий по камням ручеек среди прохладных зарослей ольхи. Но больше всего пленяла бескрайняя ширь моря, открывавшаяся с глипта, моря бесконечно разнообразного, вечно изменчивого, с валунами, залегшими стадами на берегу. Позже, на картинах Рернха, эти валуны показались мне снова родственно-близкими, живыми и немного жуткими существами”. Впечатления детства во многом оказались для художника определяющими: он сохранил дар очеловечивать природу, сталь свойстеснныи детскому мировосприятию. Но наряду с великолепием природы ему очень рано открылась и красота искусства. Ранняя юность Смирнова-Русецкого прошла в Кусково, архитектурный ансамбль этой усадьбы исподволь закреплял в юном художнике его природную склонность к гармонии. Огромное значение для будущего мастера имело общение с родным дядей, известный искусствовед А. П. Иванов прививал своему духовному ученику тягу к высокому искусству. Благодаря этому влиянию Б. А. Смирнов-Русецкий еще на пороге юности ощутил всю значительность творчества Н. К. Рериха, великий художник стал для него не только маяком в искусстве, но и высшим нравственным авторитетам: почитание Красоты и Служение Добру неотрывны друг от друга. В пору становления приобщился Б. А. Смирнов-Русецкий н к стихии музыки. В кусковском летнем саду “Гай” часто устраивались музыкальные концерты, особенно сильное впечатление на молодого художника произвел Вагнер. Н. К. Рерих писал, что в “Кольце Нибелунгов” даны “многие космические моменты”. Именно этот космизм в музыкальном мышлении Вагнера привлек внимание начинающего живописца. В 10-е и 20-е годы много писалось о “космическом сознании”, духовное освоение Вселенной стало насущной потребностью времени. Поэтому обращение к теме Космоса явилось органичным звеном в эволюции Б. А. Смирнова-Русецкого. Этому способствовали и рано оформившиеся научные интересы художника, в течение всей жизни Б.А.Смирнов-Русецкий служение искусству совмещает с исследовательской деятельностью ученого. Окончив в 1926 году инженерно-экономический институт, художник продолжает образование во ВХУТЕМДСЕ. В 1930 году Б. А. Смирнов-Русецкий поступает в аспирантуру: изучение кристаллической структуры металлов дает ему возможность совместить эстетические и научные интересы, в гармонии кристаллических структур художнику-ученому открывается красота Космоса. Результатом научных студий Б. А. Смирнова-Русецкого стала диссертация, защищенная им в 1956 году. Художник активно участвует в различных выставках, впервые его картины экспонировались в 1923 году на “Выставке пяти” (Д. Г. Соболев, Лев Лозовский, Анатолий Микули, П.П. Фатеев, Б. А. Смирнов-Русецкий). Развернутая в залах Музея изобразительного искусства, эта выставка оставила след в художественной жизни того времени. Художников объединяла не столько манера, сколько общее для них космическое восприятие, их интуиция проникала в звездную беспредельность. Но и земные реалии воспринимались космически: лесные пейзажи на ранних полотнах Б. А. Смирнова-Русецкого связуют земное и небесное, они кажутся высвеченными лучевой энергией Космоса. Такой космизм был созвучен эпохе, в эту пору начался процесс космизации сознания: его пионерами стали К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л.Чижевский. Творчество молодых художников, впоследствии объединившихся в группу “Амаравелла”, является замечательной параллелью к этим исканиям науки; Художников и ученых сближало чувство гармонии Космоса: ощущение красоты бытия является подлинной основой для того синтеза искусства и науки, о котором сейчас так много пишут, ведь именно в этом ощущении конвертируют язык образов и язык формул. В те годы широко развернулась деятельность Н. К. Рериха, она проходила под знаком идей синтеза: понятие единства является главной категорией в эстетической философии Н. К. Рериха. Не случайно великий художник обратил внимание на творчество “Амаравеллы”, во время своего посещения России в 1926 году он оказал существенную , поддержку своим молодым сотоварищам. Высокая духовность вот что импонировало Рериху в творчестве “Амаравеллы”. Б. А. Смирнов-Русецкий неоднократно встречался с Николаем Константиновичем, беседы с ним ознаменовали новый поворот в духовной эволюции молодого живописца. Н. К. Рерих писал в записке к А. Б. Щусеву: “Рекомендую Вам моего молодого друга Смирнова. Талантливый! Ему нужно окончить художественный курс ВХУТЕМАС...”. Добрую память о заботе великого мастера Б. Л. Смирнов-Русецкий сохранил на всю жизнь. Группа “Амаравелла” существовала в 1924-1930 годах. В нее входили П. П. Фатеев, А. П. Сардан, В. Н. Пшесецкая, Б. А. Смирнов-Русецкий, С. И. Шитоев, В. Т. Черноволенко. Н. К. Рерих решил привлечь международное внимание к искусству молодой России, в 1927 году большое количество картин “Амаравеллы” было экспонировано на интернациональной выставке в Нью-Йорке, устроенной под эгидой рерихонскоги центра искусств “Корона Мунди”. Работы русских художников получили широкий резонанс в прессе. Один из отзывов имел характерное название: “Искусство Советской России привлекает”, в нем мы находим добрые слова и о творчестве Б. А. Смирнова-Русецкого: “Другой очень одаренный художник Борис Смирнов, картины которого “Дерево”, “Гора света” просты, драматичны и привлекают зрителя внутренней глубиной”. Жизнь Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого складывалась нелегко. В тридцатые годы невозможно было сосредоточиться на одной живописи, приходилось напряженно заниматься преподавательской деятельностью.. Тем не менее каждое лето художник с этюдником путешествует по стране, особенно его влекут места, связанные с именем Н. К. Рериха. Б. А. Смирнов-Русецкий повторяет многие маршруты своего учителя. Особенно магнитен для него русский Север, художник прошел его от Углича до Хибин: всюду он открывал, новые аспекты в красоте северной природы. Благоприятные условия для творческой работы сложились у Б. А. Смириова-Русецкого лишь во второй половине пятидесятых годов. Художник переживает яркий творческий взлет. Он работает много и плодотворно: реализуется многое из того, что было задумано в двадцатые и тридцатые годы; рождаются новые замечательные циклы картин, совершенствуется живописный язык мастера) его письмо становится все более тонким и одухотворенным. Художник находит широкий выход к зрителю, постоянно организуются его выставки. Они проводятся не только в Москве, с творчеством Б. А. Смирнова-Русецкого имели возможность познакомиться жители Ленинграда, Новосибирска, Киева, Пскова, Сортаваллы. Работы художника приобретаются крупными музеями, о нем тепло пишет пресса. Все возрастающий интерес к творчеству мастера не случаен, он обусловлен прежде всего огромным духовным потенциалом картин Б. А. Смирнова-Русецкого: зритель находит :в его картинах своеобразную концепцию мира, созвучную лучшим исканиям времени. Обратимся к творчеству мастера. Б. А. Смирнов-Русецкий объединяет свои картины в цикл, располагаясь в закономерной последовательности, полотна всесторонне раскрывают ту или иную тему. Циклы - это своего рода целостные сверхорганизмы: как в гармоничных многогранниках, в них связано и цельно отражается Космос. Цикличность очень характерна для русской поэзии XX века, после Чюрлениса и Рериха тенденция к объединению картин в циклы стала характерна и для живописи. Б. А. Смирнов-Русецкий в полной мере освоил сложную технику цикла, выстраиваясь в органичный музыкальный ряд, холсты художника воспринимаются как непрерывное целое. Поэтому в них есть что-то от процессности музыкального произведения: созерцать картины мастера - как слушать прекрасную музыку. Таков цикл “Прозрачность”: подобно шопеновским этюдам, картины как бы набегают друг на друга, одна продолжается в другой. И при этом каждая неповторима, индивидуальна' Но все же лишь в контексте всей серии она воспринимается со всей полнотой. Цикл “Прозрачность” не только внутренне музыкален, он еще и по-настоящему философичен. Конечно, философию этого цикла нельзя изложить на дискурсивном языке, многое тут раскрывается через молчаливое сопонимание, через озарение. Луч интуиции высвечивает небывалые дали! и нигде не встречает преград па своем пути: он беспрепятственно проходит сквозь кроны деревьев, сквозь камень. Перспектива наслаивается на перспективу; пространство просвечивает сквозь пространство; за нашей вселенной брезжат иные вселенные. Художник мастерски передаст это чередование планов, сквозящих Друг в Друге, перед нами прозрачный образ прозрачной бесконечности. В нее хочется глядеть долго-долго, она зовет, примагничивает: вон еще один план открылся в глубине бездонной картины: а за ним пробрезжил следующий. Пока еще едва различимый он притягивает, манит к себе. Но мы уже предчувствуем: это не последняя грань бытия, в прозрачный миг открывается нам неисчерпаемость мира. Многие циклы художника родились в его странствиях, здесь можно назвать такие живописные сюиты, как “Алтай”, “Коктебель”, “Забайкалье”, “Валдай”, “Псков”, “Новгород”, “Старый Вильнюс”. Переосмысление архитектурных образов определяет содержание трех последних циклов, в древнем зодчестве художник хочет найти меру красоты и гармонии. Возводя прекрасные храмы, старые мастера полагались прежде всего на интуицию, природное чувство подсказывало им безошибочный выбор пропорций: расчет приходил позже. Архитектурные циклы Б. А. Смирнова-Русецкого выявляют интуитивное начало, заложенное в архитектуре Северной Руси, в этом их исключительная особенность: храмы на картинах мастера как бы светятся изнутри, это уловлена бессмертная душа их создателя. Прекрасное бессмертно, Доброе неразрушимо! в этой простой и вечной мысли утверждаешься после знакомства с архитектурными циклами Б. А. Смирнова-Русецкого. Таинственное самосвечение храмов на его картинах глубоко символично, художник выявляет духоносные пласты бытия, первичные для творения процесса. Особое место в творчестве Б. А. Смирнова-Русецкого занимает Карелия. Впервые этот край он посетил в 1931 году, и с тех пор заложенные на Севере магниты держат мастера в своей доброй власти. Первое карельское путешествие Б. А. Смирнов-Русецкий посвятил в основном Заонежью, путь от Кузаранды до Медвежьей горы подарил ему много картин. Великолепны на полотнах мастера образы Онего! Синее зеркало, облака, ладьи, цепи островов. Эти реалии природы художник связывает тонкими композиционными соотношениями: ели, валуны, часовни - образуя контрапункт, они как бы рифмуются друг с другом. Музыкальность вот что свойственно многим заонежским полотнам художника. В разбросе островов его интуиция угадывает гармоничную стройность, а валунный хаос открывается мастеру как чудо композиции: тут все организовано тонким ритмом, который внятен лишь для опытного и чуткого взгляда. На Руси мир назывался Лагодой, это слово аналогично греческому понятию “космос”: в нем закреплено представление о ладе и мере как основах мироздания. Мир как Лагода! таким он предстает в северном цикле мастера. Сколько мудрости в этих пейзажах, сколько гармонии! Север помогает человеку сосредоточиться на главном, сама природа тут отключает нас от всего внешнего, преходящего. Она словно медитирует на полотнах мастера: воды, скалы, облака, все размышляет о вечном, о сущностном. Таково мироощущение художника, оно соответствует характеру северной природы. А такое соответствие всегда сулит удачу! природное и человеческое здесь совпадает на глубинном уровне: пейзаж становится автопортретом, облака и скалы насыщаются сложной семантикой. После всех жизненных перипетий художник снова встретился с Карелией, в 1967 году, он впервые увидел Сортаваллу. Об этой встрече мастер мечтал многие годы, ведь здесь два года жил его учитель Н. К. Рерих. Художник писал о своей свершившейся мечте: “После первого посещения Сортаваллы я понял, что именно здесь в Карелии я нашел тот характер природы, который наиболее глубоко соответствовал самому сокровенному в душе, выражал с наибольшей полнотой те настроения н переживания, которые, доселе непроявленые, жили во мне”. Почти каждый год художник приезжает в Карелию. Северная природа на его полотнах полна особой философичности, это прозрачная и лиричная философия: мера, гармония, совершенство - вот ее главные категории. Эта философия растворена повсюду, ее выражают и плавные линии приладожских холмов, и живописные укшезерские скалы, и фантасмагория северных закатов. Причудливый мох; складки камня; силуэты сосен, повсюду художник находит глубокое содержание, скрытое от поверхностного взгляда. Поэтому его картинам присуща серьезность, торжественность, они учат нас угадывать великое в малом, они воспитывают в нас качество сосредоточенного внимания. Не случайно к творчеству Б. А. Смирнова-Русецкого особенный интерес испытывают ученые, картины мастера помогают сфокусироваться на основном, на главном. А это так важно для работы ученого! Б. А. Смирнов-Русецкий пользуется большой популярностью в новосибирском Академгородке. Каталог его выставки, развернутой в этом центре науки, сопровожден статьей известного искусствоведа Е. Горячкиной-Полякорой, привлекают внимание следующие ее строки: “Вот цикл Космос”, столь закономерный для художника, который еще в двадцатые годы выставлял картины на эту огромную тему. В этом цикле он славит беспредельность космических просторов силу человека, который идет сквозь пространства и времена, покоряя их”. Эти слова отчасти объясняют интерес ученых к творчеству Б. А. Смирнова-Русецкого: в замечательном цикле “Космос” ему удалось осуществить синтез художественного и научною виденья природы. Но хочется отметить, что этот гармонический синтез характерен и для других работ мастера, простые лютики и одуванчики он может подать так, что мы живо ощутим космизм земной природы: биосфера на этих полотнах ответствует ритмам вечного Космоса! Каждая эпоха выражает свое виденье природы. Б. А. Смирнов-Русецкий - пейзажист но преимуществу, через его пейзажи себя выразило время. Отсеивая зерна от плевел, мастер воплотил лучшие духовные искания века. Его искусство непреложно доказывает: красота, интуиция, прозрачность это непреходящие ценности. В эпоху преобладающего аналитизма они имеют особое значение. Ведь мы все острее чувствуем недостаточность так увлекших нас формул и алгоритмов. Замечательно, что художники “Амаравелльт” в том числе и Б. А. Смирнов-Русецкий еще в двадцатые годы ощутили определенную односторонность в развитии нации. Один из тезисов своей эстетики художники сформулировали так: “Восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формальното анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания тогда их цель будет достигнута”. Или другое, не менее современно звучащее положение.: “Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса”. Невольно вспоминаются созвучные слова В. И. Вернадского: “Интуиция, вдохновенна основа величайших научных открытий”. Симптоматично, что быстро прогрессирующий интерес к космическому мышлению В. И. Вернадского наблюдается одновременно с ростом популярности “Амаравеллы”. Сейчас лишь один Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий представляет своих товарищей. Мастер продолжает плодотворно работать. Образ Космоса на его полотнах становится все более полным и гармоничным. Когда-то Н. К. Рерих повторил на весь мир пророческие слова Достоевского: “Красота спасет мир”. Б. А. Смирнов-Русецкий верен великому смыслу этих слов. |
|